Загородный дом над водопадом

Обаяние антиурбанизма (50+ фото): обзор «Дома над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта и почему он так знаменит?

«Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта воплощает гармонию человека и природы

Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.

Немного о создателе

Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.

Так на свет появилась знаменитая серия так называемых домов в стиле прерий, выполненных в характерном для японских построек минималистичном стиле. Речь идет в первую очередь о доме Уиллитса в Хайленд-Парке (1902), доме Мартина в Буффало (1904) и доме Роби в Чикаго (1909).

Дом в стиле прерий может иметь каменную или деревянную отделку

Дом Юсониан от Фрэнка Ллойда Райта (США)

«Дом над водопадом»

Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.

Дом опирается на камни, с которых рыбачил Кауфман вместе с супругой

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).

Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы .

Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.

Прекрасные тропы под навесом из деревянных балок

Одна из террас в «зимнем одеянии»

Планировка, материалы и концепция

С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса , а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.

На заметку! Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха .

В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов.

Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.

Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон . Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.

Красивое, гармоничное и грамотное сочетание используемых материалов делает дом неповторимым

Факты о Фрэнке Ллойде Райте

Интересно знать! Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.

“Дом над водопадом” от Фрэнка Ллойда Райта (Стиль “Райта”)

Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.

Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.

Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).

Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы.

Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.

С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса, а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.

Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха.

Будет полезно:  Ландшафтный дизайн участка 30 соток (49 фото): особенности планировки и проект, красивые примеры оформления длинного участка

В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов. Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.

Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон. Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.

Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.

Цитата из автобиографии Райта: «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу в области архитектуры и строил первые дома, которые порой без всякого смысла называют «новой школой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его».

Дом над водопадом

или Резиденция Кауфмана — дом в стиле органическая архитектура, построенный в 1936-1939 годах по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, недалеко от города Питтсбурга — в живописной местности под названием «Медвежий ручей»

Вилла представляет собой композицию из различных материалов – камня, бетона, стали, стекла и дерева – каждый из которых обладает качествами, которые прославляют названный Райтом стиль «органической архитектурой». Подобно органическим элементам в природе, эти материалы показали признаки ухудшения за последние восемьдесят лет, в значительной степени из-за их воздействия на них климатических условий, особенно влажность и солнечный свет и суровые условия замерзания-оттаивания на юго-западе Пенсильвании при проникновении воды, которые влияют на конструкционные материалы.

Железобетон дал возможность расширить консольные террасы и изобразить их ступенчатыми и изогнутыми с плавными формами. Окна и дверные рамы в доме так же изготовлены из стали. В то время створки традиционно изготавливались из дерева, сталь была относительно новым материалом для Райта, который в январском выпуске Архитектурного форума 1938 года написал: «Стальные створки стали доступны . впервые».

Каменная кладка состоит из песчаника, который был приобретен в близлежащем карьере. Песчаник используется в стенах зданий смещающимся образом, чтобы имитировать естественные каменные выступы, которые есть вдоль Медвежьего ручья. В результате создается впечатление, что дом растет из своего ландшафта.

Стекло является важным элементом дизайна дома, выступая в качестве защитного барьера между помещениями и открытым воздухом, включая световые люки и телескопические люковые двери. Интересный момент дизайна дома состоит еще в угловом соединении двух стекол, которое создает «невидимое» угловое окно. Райт использует эту технику, чтобы показать, что нет необходимости в традиционных вертикальных опорах в углах его комнат. Снаружи, особенно когда дом освещается ночью, стекло, кажется, полностью исчезает, усиливая эффект дома как «фонаря в лесу».

Использование пробковых плиток на полах и стенах в шести ванных комнатах дома было предложено Эдгаром Кауфманном-младшим, полагая, что указанные каменные полы Фрэнка Ллойда Райта будут слишком холодными при выходе из душа. Естественный цвет пробки, продукта из коры дерева, хорошо соответствовал палитре материалов, указанных Райтом в целом, и имел дополнительное акустическое преимущество, тепло и мягкость под ногами. При использовании в качестве напольного покрытия пробковые плитки были обработаны вручную воском, что придало им блестящую отделку, которая дополнила их естественную способность отталкивать воду. В качестве настенного покрытия пробка оставалась не вощеной, ее естественное состояние и цвет обеспечивали визуальный интерес

Самая большая комната без плиточного пола – это кухня, где для простоты обслуживания и комфорта повара Кауфманна было выбрано изделие из асбеста размером девять на девять дюймов. В 1988 году, после почти пятидесяти лет износа, кухонные полы были заменены твердым виниловым изделием, обрезанным по размеру и изготовленным по индивидуальному заказу в соответствии с красным цветом «чероки» оригинала.

Почти 170 встроенных и отдельно стоящих деревянных предметов интерьера, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом для виллы, разделяют многие характеристики самого дома. Изготовленные из черного ореха Северной Каролины столы, стеллажи, столы и банкетные сиденья имеют консольные горизонтальные элементы, их края и углы скруглены, чтобы смягчить линию и продолжить закругления краев бетонных парапетов.

Эдгар Йонас Кауфманн был патриархом знаменитой питтсбургской семьи, известной своим отличительным чувством стиля и вкуса. Эдгар и его жена Лилиан – владельцы универмага Кауфманна, путешествовали по всему миру и искали компанию художников, архитекторов и других творческих личностей на протяжении всей своей жизни. Их единственный ребенок, Эдгар Кауфманн младший был столь же чувствительным и артистичным человеком, который станет катализатором отношений его отца с Фрэнком Ллойдом Райтом.

Эдгар, или «EJ», как его часто называли, родился в Питтсбурге у Бетти и Морриса Кауфмана. Он учился в подготовительной школе Shady Side Academy и, проведя год в Шеффилдской научной школе Йельского университета, начал обучение в области розничной торговли в Коннеллсвилле, штат Пенсильвания. Исследования Эдгара привели его в Гамбург, Германию и Париж, прежде чем он вернулся в Питтсбург, чтобы начать руководить в универмаге Кауфмана.

В 1909 году Эдгар женится на Лилиане Кауфманн, а год спустя его отец и дядя просят управлять универмагом. К 1913 году Эдгар, в возрасте 28 лет, стал президентом магазина после покупки акций своего дяди. К 1920 году он, по сообщениям, утроил чистые продажи магазина с 10 миллионов долларов в 1913 году до 30 миллионов долларов.

Всегда ища новые способы стимулирования продаж, Эдгар Кауфманн руководил консорциумом местных торговцев универмагов и представителей из Института Меллона и Университета Питтсбурга, в 1918 году основал Исследовательское бюро по обучению розничной торговле. Возглавлял исполнительный комитет программы с 1929 по 1953 год, а в 1943 году он получил почетную степень доктора наук Университета Питтсбурга в знак признания его заслуг.

Эдгар Кауфманн активно участвовал в программах общественных работ «Новый курс» для Питтсбурга в 1930-х годах. Его интерес к предложениям Фрэнка Ллойда Райта для этих проектов возник после посещения мастерской архитектора. И в конечном итоге привел к переписке с Райтом о нескольких гражданских проектах для Питсбурга.

Членство в совете директоров Кауфманна в нескольких влиятельных комиссиях по планированию в Питтсбурге ставит его на передний план совместного планирования частного и государственного секторов по таким вопросам, как борьба с наводнениями, качество воздуха и инфраструктура. В 1946 году губернатор Пенсильвании назначил его во вновь созданное Управление по реконструкции городов, чтобы осуществить дальнейшие улучшения в растущем городе. Кауфманн полагал, что его участие в этих организациях было хорошим делом для бизнеса, а также личным интересом, признавая важность делового района в центре города для будущего его магазина.

Будет полезно:  Квартира-студия - дизайн, отделка и ремонт

В результате фамилия Кауфманн с любовью живет в воспоминаниях местных жителей Питтсбурга. Многие до сих пор вспоминают истории об обаянии Эдгара Кауфмана, его любви к общественной жизни, его глубокой страсти к эстетической красоте и его искреннем интересе к благополучию своих сотрудников. Филантроп и меценат, он также любил отдыхать на природе и особенно любил кататься на лошадях, ловить рыбу и ходить в походы.

Смерть Эдгара 15 апреля 1955 года была главной новостью в Питтсбурге. Город оплакивал потерю своего «торгового принца», а Фрэнк Ллойд Райт оплакивал его как покровителя и друга более двадцати лет.

После смерти отца в 1955 году Эдгар Кауфманн-младший унаследовал Дом над водопадом, продолжая использовать его в качестве места уединения до начала 1960-х годов. Все больше заботясь о сохранении дома и следуя пожеланиям своего отца, он доверил здание и примерно 1500 акров земли заповеднику Западной Пенсильвании как дань уважения его родителям. Эдгар-младший руководил работой по организации и администрированию, уходу и образовательными программами Дома над водопадом и был частым посетителем, после того, как в 1964 году начались публичные экскурсии.

Здание попало в справочник “Любимая архитектура Америки”; членами Американского института архитекторов здание было названо «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры»; названо «бесспорно, самым известным домом современной Америки, если не всего мира» и другими регалиями.

Здание посещали Альберт Энштейн, Франклин Рузвельт, Марлен Дитрих и другие известные люди

На российской Википедии есть прекрасная статья на тему данной виллы

Еще одна красивая вилла из моей подборки Дом в Лос-Анджелесе

Дом над водопадом

Необычный дом над водопадом, расположенный в 80 км от города Питсбурга штата Пенсильвания, уже много лет подряд привлекает огромное количество туристов. Это уникальное сооружение стало манифестом органической архитектуры. Его автор Фрэнк Ллойд Райт хотел показать всему миру, что нужно жить в гармонии с природой. Стоит отметить, что это был один из самых смелых и неординарных проектов всемирно известного архитектора.

В начале 20 века Райт был очень модным архитектором, однако спустя годы заказов становилось все меньше, материальное положение Райта сильно ухудшилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, архитектор открыл у себя дома художественную студию «Талиесин». Одним из учеников студии стал Эдгар Кайфман-младший, сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Кауфман-младший очень проникся идеями Райта, они подружились, и Райт стал частым гостем семьи Кауфман.

Вскоре Кауфманы заказали архитектору проект загородного дома, который должен был находиться в живописном уголке «Медвежий ручей». Место для будущего дома было очень красивым, но необычным для строительства — скалистый выступ с водопадом. Однако Райта такие сложности не отпугнули. Несколько месяцев он вынашивал идею неординарного проекта и в итоге придумал настоящий экодом. «Водопад должен стать частью вашей жизни», — заявил Райт будущим владельцам жилища и приступил к воплощению идеи. Во время строительства архитектор строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми. В качестве основного стройматериала Райт выбрал железобетон.

Кауфман-старший сомневался в компетентности Райта и даже показывал его чертежи другим инженерам и строителям. Узнав об этом, архитектор сильно обиделся и хотел отказаться от строительства дома над водопадом, но в итоге заказчик и исполнитель все-таки нашли общий язык. В знак примирения выкладки сторонних инженеров были заложены в каменную стену дома.

Дом над водопадом включает в себя несколько строений — это основной дом хозяев, дом для прислуги и гостевой дом, а также гараж. Интересно, что во всех этих зданиях Райт стремился органично сочетать искусственные и естественные элементы. Например, в некоторых местах оконные стекла вставлены не в рамы, а непосредственно в каменную кладку. Кроме того, в некоторых помещениях архитектор намеренно сделал низкие потолки, намекая хозяевам на то, что нужно больше времени проводить на улице, а не в здании. Кстати, Райт разработал не только проект дома, но и его внутреннее убранство — придумал дизайн стульев, столов и даже ковров. Многие известные люди приезжали посмотреть на необычное здание — дом над водопадом посетили Альберт Эйнштейн, Марлен Дитрих и даже президент США Франклин Рузвельт.

С 1937 по 1963 год семья Кауфман постоянно использовала дом над водопадом по выходным дням — здесь устраивались загородные приемы, отмечались праздники. Однако не все было так безоблачно — с жилищем возникало много проблем. Во-первых, строители допустили ошибку, из-за которой железобетонные консоли стали отклоняться от проектных положений и пришлось устанавливать подпоры. Во-вторых, из-за близкого расположения водопада в доме начала образовываться плесень. Кауфман-старший даже прозвал жилище «всходящая плесень» и «строение с семью бадьями».

Постепенно вилла все больше разрушалась, из-за чего хозяин разругался с архитектором. Однако Райт заметил, что хозяева сами виноваты, поскольку жилище отражает то, что творится в семье Кауфман. Стоит отметить, что муж с женой действительно жили не очень-то дружно, поскольку Кауфман был очень свободолюбивым человеком, а его супруга сильно переживала по этому поводу. За состоянием дома необходимо было постоянно следить, и поэтому рабочие практически жили в нем. После смерти родителей Кауфман-младший передал виллу в ведомство штата, и дом над водопадом стал музеем.

Загородный дом над водопадом

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

“Дом над водопадом” Фрэнка Ллойда Райта

“Дом над водопадом” Фрэнк Ллойд Райт построил для семьи Эдгара и Лилианы Кауфманн в 1935 году. Конструктивные ошибки, допущенные им, – ничто по сравнению с хаосом, в который владельцы превратили свою жизнь.

В лесах Пенсильвании есть маленькая тропинка. Скрытая зарослями рододендрона и лавра, она ведет к могиле Эдгара и Лилианы Кауфманн. Каждый год в восьмидесяти метрах от нее проходят до ста сорока тысяч туристов. Но посещение могилы не входит в официальный экскурсионный маршрут по “Дому над водопадом” – загородной резиденции, которую Фрэнк Ллойд Райт построил для семейства Кауфманн в 1935 году.

Этот “летящий” над скалами и потоками воды дом – классика архитектуры модернизма, одна из самых знаменитых построек XX века и определенно лучшая работа Райта. Всю жизнь он стремился к “органической” архитектуре, которая сливается с окружающей средой. И только здесь, на водопадах Медвежьего ручья, ему удалось полностью осуществить задуманное. “Дом над водопадом” стоит на скалах и как будто вырастает из них, горизонтальные членения его бетонных террас вторят слоистой структуре местного камня. Этот дом не подражает природе, но все равно кажется ее частью – естественной, мощной и вечной. Однако этот бесспорный шедевр архитектуры скрывает в себе конструктивную ошибку, которая может привести к его гибели.

Будет полезно:  Дом из судовых контейнеров 4 фото

История “Дома над водопадом” теснейшим образом связана с его владельцами. А их история начинается на семьдесят две мили севернее, в магазине города Питсбурга, который по сию пору называется “Кауфманн”. Это – история амбиций, измен и смерти.

Эдгар Кауфманн, середина 1930-х.

Коммерсант Эдгар Кауфманн женился на своей кузине Лилиане для того, чтобы поддержать семейный бизнес. Магазин Кауфманна считался одним из гигантов американского рынка. Он был великолепен – стены, отделанные черным мрамором, и витрины, оформленные в стиле ар-деко. Эдгар был талантливым бизнесменом: когда в 1927 году Чарлз Линдберг перелетел через Атлантику, Кауфманн выставил в своем магазине настоящий самолет – только за одну неделю на него пришло посмотреть пятьдесят тысяч покупателей. Лилиана была привлекательной блондинкой, не уступавшей своему красавцу мужу в честолюбивых устремлениях. Она смогла превратить убыточный дамский отдел магазина на 10-м этаже в респектабельный, обставленный европейским антиквариатом бутик Vendôme.

Эдгар и Лилиана были не только отличной деловой “командой”, но и во всех отношениях блестящей парой. Они ездили верхом, выращивали орхидеи, занимались благотворительностью, устраивали роскошные приемы. И построили себе самый поразительный дом в истории американской архитектуры.

Знакомство Кауфманна с Фрэнком Ллойдом Райтом состоялось в 1934 году, когда его сын, Эдгар-младший, стал учеником знаменитого архитектора. Очень скоро последовал заказ на загородный дом. Три месяца Райт водил Кауфманна за нос, ничего не делая, и в конце концов нарисовал эскиз за три часа, пока клиент ехал в его студию “Талезин” в Висконсине.

Кауфманн принял проект восторженно и скептически одновременно. Он нанял инженерную фирму для проверки технических расчетов архитектора. По результату проверки были даны рекомендации: увеличить количество металла в бетонных конструкциях по меньшей мере вдвое. Райт вскипел и обозвал Кауфманна “ограниченной бабой”: “Я столько всего вложил в ваш дом, сколько ни вы и ни один другой клиент не могли бы ожидать. Я смогу дальше работать только при условии абсолютного доверия. В противном случае – к черту!” Подобные конфликты с заказчиками у Райта, высокомерного человека, всегда уверенного в своей правоте, происходили постоянно. Он нуждался во врагах, чтобы сваливать на них возможные ошибки и издержки темперамента.

Как выяснилось позже, с “Домом над водопадом” Райт ошибся весьма серьезно. Кауфманну удалось смягчить гнев архитектора, и бетонную консоль террасы все же армировали дополнительно. Если бы не это, дом давно уже лежал бы в реке – бетон начал оседать практически сразу после окончания стройки, в террасе перед спальней появилась трещина. За время своего существования дом перенес несколько “капитальных ремонтов” (последний – в 2001 году), и главной инженерной задачей во всех случаях было укрепление несущих конструкций.

В 1939 году строительство закончилось. Кауфманны с энтузиазмом вступили во владение. Они приезжали сюда, чтобы “воссоединиться с природой” – шокировали гостей, загорая нагишом, бродили по лесу и катались на велосипедах. Охотно приглашали гостей, в числе которых были Альберт Эйнштейн, Диего Ривера и Фрида Кало, на костюмированные приемы и встречали их в немецких, мексиканских или японских костюмах. На Новый год бокалы из-под шампанского летели прямо в водопад. За ланчем никогда не подавали одних и тех же блюд, скатерти меняли каждый день, а вечером у каждой постели стояли свежие фрукты.

На гостей все это производило впечатление. Как и обстановка дома, для которого Райт, сторонник “чистоты стиля”, периодически инспектировавший своих клиентов, чтобы проверить, правильно ли они живут в его домах, спроектировал почти всю мебель – кровати, столы, полки. Чета Кауфманн Райту подчинилась не во всем: они отклонили его лампы, стулья и ковер для гостиной. Лилиана нашла ковер слишком официальным, и вместо него на полы из натурального камня легли шкуры енотов и бобров, добытые местными охотниками. Лилиана смешивала флорентийские барочные стулья, ненавистные Райту консольные столики из бревен, японские резные статуэтки и картины Пикассо и Риверы.

Многие завидовали стилю жизни в “Доме над водопадом”. Но с течением времени комнаты становились все более сырыми, а летом спальни слишком сильно перегревались. Случались и другие сюрпризы. Однажды, неожиданно приехав в дом зимой, Лилиана застала у себя нежданных гостей: ее изобретательный дворецкий, на котором лежала обязанность поддерживать порядок, устроил в доме бордель для предпринимателей из Питсбурга.

Этот случай парадоксально перекликался с невеселыми подробностями личной жизни Кауфманнов. Эдгар всегда был любимцем женщин. Он был прекрасно образован и изысканно элегантен. Дамы млели от его темных глаз, атлетической фигуры, красивых рук и шрама на щеке, который он заработал во время рыбалки. В 1929 году от него забеременела одна из моделей магазина, а в 1933 году случился еще один громкий скандал. Кауфманн набрал в конкурирующих магазинах украшений и шляпок на сумму в несколько тысяч долларов – для очередной любовницы. После того как чувства угасли, он попробовал отдать товар обратно. Но деньги ему не вернули, заявив, что вещи ношеные. Кауфманн подал в суд, эта история вылилась в грязное разбирательство и стала достоянием газет. Что, конечно, не улучшило атмосферы в семье.

Лилиана Кауфманн, середина 1930-х.

Лилиана не была счастлива. И похоже, что последний роман Эдгара – с медсестрой Грейс Ступс – переполнил чашу ее терпения. 7 сентября 1952 года в “Доме над водопадом” Лилиана не спустилась к обеду. Когда Кауфманн взломал дверь ее спальни, она лежала на кровати без сознания: передозировка таблеток. Вместо ближайшей больницы муж повез Лилиану в Питсбург – он не доверял местным врачам. Это стоило ей жизни. Было ли это самоубийство – до сих пор не ясно. Оба много пили, и в доме было большое количество медикаментов. Ее сын, Эдгар-младший, как и большинство знакомых семьи, был уверен, что Лилиана убила себя. Тем более что уже через два года 68-летний Кауфманн женился на Грейс Ступс, которая была в два раза моложе его. В новом браке Кауфманн прожил недолго – через семь месяцев после свадьбы он умер.

Так, в 1955 году Эдгар Кауфманн-младший вступил во владение своим наследством. Не в силах помирить родителей при жизни, он попытался объединить их в смерти – построил для них общую усыпальницу, куда перенес останки матери из Питсбурга. Сам Эдгар-младший умер в 1989 году, завещав развеять свой прах в окрестностях “Дома над водопадом”.

В 1963 году Эдгар Кауфманн-младший передал свой дом обществу охраны памятников Западной Пенсильвании. Вот уже пятьдесят лет “Дом над водопадом” – это музей, который за это время успело посетить около двух миллионов человек. Поток туристов не иссякает – многим хочется своими глазами увидеть этот легендарный архитектурный шедевр и арену человеческой драмы.

Ссылка на основную публикацию