Автомобильные покрышки на детской площадке

Почему с детских площадок убирают старые покрышки.

Покрышки широко используются в творчестве детских учреждений, но это запрещено законом.

Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья – об этом недавно заявил Роспотребнадзор в Нижегородской области . Между тем во всех районах старыми покрышками усеяны дворы, детские игровые площадки в дошкольных учреждениях и школах.

«Отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще с советских времен. Бросовый материал обретает вторую жизнь на игровых площадках в детских садах, школах и во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из покрышек люди вырезают лебедей, жирафов, змей и прочую живность. Резиновая замена специализированным площадкам смотрится сносно, а главное – стоит «три копейки». О том, что экономичные, дешевые и практичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в некоторых областях.

В 2017г в районные отделы образования поступило письмо из Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, где было рекомендовано убрать с территорий всех образовательных учреждений автопокрышки, которые используются в качестве оборудования для игровых и спортивных площадок. Речь идет о покрышках, с которыми контактируют дети.

Мы решили разъяснить , с чего началась столь активная кампания против старых покрышек, которые можно встретить в качестве украшения детских площадок и буквально повсюду.

– Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины б/у их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют .

Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПине, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Навряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам .

Покрышка – это не игрушка, а «резиновый яд». Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью.

Сомнительные резиновые «арт-объекты» впору выбрасывать на свалку, но они по-прежнему «живут» на территориях детских площадок и школ

Пытаясь разобраться, откуда «ноги растут» у этого нововведения, и оказалось, что всему виной вступившие в действие еще в 2013 году Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, где как раз и прописано, что игровое оборудование дошкольных образовательных организаций должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека . П. 3.12

Причем в некоторых регионах на него среагировали сразу же: с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и выво­зить на свалки .

Почему же в районах Нижегородской области дело сдвинулось лишь сейчас?

Дело в том, что администрация детских учреждений обязана самостоятельно следовать действующему законодательству и отслеживать нововведения. По закону, ни с того ни с сего надзорные органы никого проверить не могут : Проверки носят исключительно плановый характер: раз в два года или «по сигналу»

Ведь на самом деле бывшие в употреблении автопокрышки и шины – не что иное, как обычные отходы, которые относятся к IV классу опасности и вредны для здоровья детей. Для их покраски используются всевозможные наполнители, в том числе сажа и другая «химия». Поскольку у детей низкие навыки личной гигиены, ползая по покрышкам, они могут занести в организм вредные вещества. Аллергию порой вызывает даже минимальное их количество, а высокое количество вредных веществ может привести к интоксикации.

У нас сейчас новое время, и мы должны соответствовать ему, и потом, на мой взгляд, они громоздкие и занимают много места на прогулочных площадках. Весной, во время благоустройства детских садов, эти шины требуют покраски, на них расходуется столько средств, что целесообразнее заменить это устаревшее оборудование.

В современных покрышках может содержаться около 15 вредных химических соединений. В США ученые в течение 35 лет наблюдали за рабочими шинных заводов и выяснили, что такие работники подвержены онкологическим заболеваниям дыхательных путей и кровеносной системы в 10 раз чаще, чем в среднем в стране. А в России выяснили, что дети работниц шинных заводов подвержены аллергическим заболеваниям на 40% больше остальных.

компонентный состав отхода «Шины пневматические отработанные» в соответствии с паспортом отхода:

– синтетический каучук 96,62%
– марганец 1,10%
– кремния диоксид 0,08%
– железо 2,11%
– углерод 0,09%

Высокая экологическая опасность шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами применяемых при их изготовлении материалов и содержащихся в них примесей, а с другой стороны – свойствами более ста видов химических веществ, выделяющихся в воздушную и водную среды при эксплуатации, обслуживании, ремонте, хранении и утилизации шин.

И простые обыватели могут оказаться в группе риска: по статистике, каждый третий автолюбитель хранит второй комплект резины на балконе или на антресолях, кроме того, бывшие в употреблении покрышки часто используют для украшения детских площадок и приусадебных участков.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления

1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ТО Управления Роспотребнадзора Т А Измайлова

Автомобильные покрышки на детской площадке

Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.
И вроде никаких трагедий не произошло…

Екатерина Л., Шарыпово

Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное – стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?

По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа – санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.

Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к третьему классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду – непосредственно при использовании покрышек – в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них – бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.

Будет полезно:  Игровая площадка с домиком 5 фото

Но действительно ли шины так опасны? Справедливости ради приведём и мнение одного из представителей природоохранной прокуратуры.
– Под отходами мы понимаем остатки сырья, материалов или иных изделий, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Но если в автомобильные покрышки вдохнули, как говорится вторую жизнь, их уже нельзя считать отходами, – объяснил помощник природоохранного прокурора Ярославской области А. Лебедев. – В данном случае применение покрышек и их использование для других целей никакого вреда окружающей среде не наносят. Утверждать, опираясь на домыслы или догадки, что шины вредны, нельзя. Нужны специальные исследования…
Но, как мне стало известно, в Костроме старым покрышкам объявили настоящую войну. Местные депутаты требуют не только срочным порядком демонтировать все изделия из покрышек, но и штрафовать тех, кто не сделает этого.

Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех – даже прокурорских – структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.
Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

В ситуации разбирался
обозреватель «Твоего Шанса»
Трофим ПУЗЫРЁВ

Как сделать детскую площадку из покрышек

Использованные автомобильные покрышки становятся головной болью для экологов и защитников окружающей среды. Более 70 % резиновых шин в мире не утилизируются и собираются на свалках. Между тем универсальность и бесплатность этого материала позволяет использовать старые покрышки в новых целях. Мастера с развитым воображением создают своими руками как отдельные скульптуры из покрышек на детской площадке, так и целые городки.

Конструкция и обустройство детской площадки из автомобильных покрышек

Редко встретишь автомобилиста, в гараже которого не нашлось бы несколько покрышек, которые выбросить просто руки не дошли. Не спешите этого делать. Поделки из них настолько просты и многофункциональны, что найдут место и на площадке, и в оформлении двора, и на дачном участке, и даже в качестве мебели.

Песочница из шин

Площадка для детских игр, оборудованная с помощью покрышек, — явление довольно распространенное. Этот материал практически универсален для оформления площадок своими руками, порой встречаются настоящие шедевры. Какие же поделки самые популярные среди детворы? В первую очередь это недорогие детские песочницы. Изготовить любимое место для игр из одной или нескольких шин несложно.

Покрышки — это именно тот материал, которые не требует большого количества комплектующих дополнений, инструмента и дополнительных деталей для укрепления.

Песочница из одной шины

Все, что надо для этой поделки, — это большая шина, острый нож, кусок старого садового шланга, лопата, краски по возможности нескольких ярких оттенков.

  • Место для будущей песочницы из шин лучше выбирать в тени: резина на солнце очень нагревается, детишки могут обжечься, да и в жару в тени играть полезнее;
  • Для начала лопатой нужно вырыть углубление, немногим больше покрышки;
  • Ножом обрезать внутренний шар и отделать его разрезанным резиновым шлангом. Такая отделка нужна, чтобы обезопасить детей от порезов;
  • Засыпать шину песком;
  • Раскрасить в яркие цвета;
  • После высыхания краски, созданная своими руками песочница станет любимым местом детских игр.

Песочница Цветок

Создание такой песочницы займет немногим больше времени, но зато она получится большего размера, играть в ней смогут несколько ребят одновременно.

Конструкция песочницы или клумбы типа Цветок из шин

Набор для поделки: 3-4 небольшие шины, нож, строительный стиплер, лопата, краски, шланг.

  • Шины разрезаются вдоль пополам и отделываются шлангом;
  • Все элементы укладывают в виде цветка в подготовленную заранее неглубокую фигурную траншею. Как вариант, в месте одного лепестка можно установить круглое сидение или пень, это будет столик или стульчик для родителей;
  • В местах соединения части шин скрепляют между собой с помощью стиплера;
  • Осталось раскрасить такой цветик-семицветик и засыпать песком.

Песочница с волнами

Этот вариант песочницы может быть любого размера, для целой группы детей. Шин для изготовления нужно несколько, в зависимости от диаметра.

  • Вначале готовится каркас из любого подручного материала;
  • Из шин вырезают «волны», примерно на 1/3 величины;
  • Каждую часть лучше покрасить перед установкой;
  • На каркас надевают подготовленные части покрышек в вертикальном положении.

Качели

Какая детская площадка обходится без качелей. Площадки, оборудованные с помощью различных поделок из покрышек, не будут исключением, тем более что вариантов много.

Самое важное в монтировании качелей своими руками — это сделать надежный крепеж.

Место подвеса и канаты должны быть максимально прочными. Что касается разновидностей, то выбор за вами.

Самые простые

Качели из шин для ребят постарше: покрышка подвешена на веревке вертикально или на двух канатах — горизонтально. Этот вариант делают более привлекательным, вырезая из шины всевозможные конструкции и фигурки. Главное в этом занятии — оставить максимально надежными опорные участки покрышки.

Люлька

Это качели для маленького ребенка. Процесс создания такой:

  • Небольшую покрышку нужно обрезать острым ножом до половины так, чтобы остались целыми ободки;
  • Подготовьте места крепления, закрепите скобы и пропустите через них веревку;
  • Концы веревки завяжите на ободках с обеих сторон.

Люлька — качели для малыша готова.

Качалка

Легкие в исполнении своими руками и не менее интересные для детишек — поделки в виде качелей-качалок. Нужные предметы: шина, доска и что-либо, из чего можно сделать ручки, например, подойдет простая толстая веревка.

Инструкция для изготовления качели-качалки из покрышек

  • Шину разрезают пополам (может получиться две качели);
  • К разрезанной части прикрепляют доску;
  • В доске проделываются отверстия, закрепляется веревка в качестве ручек. Ручки могут быть вырезаны из дерева;
  • Это самый простой вариант качалки. Если подключить фантазию и приложить немного больше усилий, доску-сидение можно оформить разнообразными фигурками зверюшек, фигурно вырезать саму покрышку, раскрасить ярче.

Полоса препятствий

Дети на площадке не только качаются на качелях и пересыпают песок, эти «вечные двигатели» постоянно норовят куда-то лазить и пролазить, с чего-то прыгать. Для маленьких непосед любимыми местами игр становятся горки, различные тренажеры.

Покрышки — очень подходящий вариант для этих целей, так как поделки из них удовлетворяют потребности детишек, к тому же резиновые спортивные атрибуты наиболее безопасны. Чаще всего на площадках устраивают:

  • Шагоходы из шин, вкопанных друг за дружкой в одну полосу. Такой «аттракцион» может одновременно быть и своеобразной оградой, которая будет отделять площадку от другой территории;
  • Другая разновидность тренажера получается, если покрышки расположить в горизонтальный ряд одну за другой на расстоянии около полуметра;

Устройство полосы препятствий из покрышек

  • На территории, не стесненной границами, популярным для ребятни станет тренажер в виде плашмя укрепленных покрышек; чем больше — тем лучше, но не меньше десятка;
  • Горки. Эти аттракционы из шин можно изготовить своими руками в различных вариантах:
    1. Сложить и закрепить покрышки в виде горки — пирамиды;
    2. Связать веревками много колец из покрышек, одной стороной такую сетку закрепить к земле, а другую прочно прикрепить к любой опоре. Маленьким «пиратам» очень понравятся такие сети;
    3. Разместить шины в виде ступенек для подъема на горку, с которой нужно съехать.

    Вернуться к оглавлению

    Оформление площадок

    • Емкость для мусора. Несколько шин, ярко разрисованных и сложенных друг на друга, становятся своеобразным мусорным ведром, которое нисколько не портит нарядную площадку. Осталось только положить вовнутрь мусорный пакет;
    • Скамейки. Закрепленная сверху покрышки доска, превратит ее в место для отдыха родителей, наблюдающих за детками. Таким же образом легко монтируется своими руками и столик;
    • Поделки и фигурки для украшения. Из покрышек, которые уже никому не нужны, мастера создают целые городки, и не только на детских площадках, но и на приусадебных участках. Лебеди, улитки, солнышко, жирафы, чебурашки, лягушки, драконы – все эти персонажи создаются своими руками и становятся как отдельными скульптурами, так и оригинальными клумбами и цветниками;
    • Пример, как делать из шины поделку «Улитка»:
      1. Покрышку разрезать так, чтобы получилась сплошная полоса;
      2. В начале полосы нарисовать голову и рожки улитки, вырезать эти детали;
      3. Покрасить заготовку;
      4. Скрутить полосу так, чтобы в результате вышла ракушка, и скрепить полученную фигуру шурупами;
      5. Для поддержания шеи с внутренней стороны пристроить пару металлических стержней;

    Улитки из покрышек для детской площадки

  • Дорисовать мордашку, глазки, улыбку и можно украшать сад или площадку;
  • Самая простая клумба кашпо из покрышки, верхний край которой разрезан зубчиками, который отогнуты наружу;
  • Обладатели большой шины могут соорудить небольшой водоем или даже бассейн из покрышек и других материалов;
  • Поделки в виде автомобилей заслуживают особого внимания. Ребятишкам очень нравятся такие атрибуты, а уж мастера работы с покрышками придумали самые разнообразные из варианты. Самый простой из них: четыре небольшие шины, вкопанные в землю, между ними две скамеечки, ступень и руль. Если оформить мягким сидением, фарами, сделать соответствующую раскраску, восторг маленького человека гарантирован, а мастеру — удовольствие от работы своими руками.
  • Как правильно работать с покрышками

    • Мастерить поделки легче всего из старых изношенных шин. На более новых покрышках рельефный узор четкий и твердый, придает изделию грубоватый вид. Резать «облысевшую» резину тоже гораздо проще;
    • Перед началом работ резину нужно обезжирить и вымыть;
    • Нож для порезки должен быть очень большим и очень острым. Гораздо облегчит работу своими руками электрический лобзик для порезки;

    Процесс разрезки покрышки электролобзиком

  • Правильно резать ножом нужно так: делать резкие движения «вверх — на себя», по направлению к себе, порезанные части постоянно отодвигая в стороны;
  • Резина становится более податливой под ножом или лобзиком, если ее периодически смачивать мыльной водой;
  • Если для создания поделки выбрали очень уж толстую покрышку, то разрезать ее поможет электропила (болгарка);
  • Для порезки нужно все-таки брать шину без стального корда, иначе резать ее будет очень трудно даже болгаркой. Такие покрышки подойдут для использования в целом виде: для тренажеров, ограждений;
  • Красить удобнее заготовку, чем готовое изделие. Для покраски поделок из покрышек используют водоэмульсионку или нитрокраски.
  • Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья

    15 апреля 2015 в 10:34

    Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья – об этом недавно заявил ярославский Роспотребнадзор. Между тем в Благовещенске старыми покрышками усеяны дворы, детские игровые площадки в дошкольных учреждениях и школах. Заботит ли этот факт амурские ведомства, выяснял журналист «Телепорта».

    В Благовещенске «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще с советских времен. Бросовый материал обретает вторую жизнь на игровых площадках в детских садах, школах и во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из покрышек благовещенцы вырезают лебедей, жирафов, змей и прочую живность. Резиновая замена специализированным площадкам смотрится сносно, а главное – стоит «три копейки». О том, что экономичные, дешевые и практичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде и на Кузбассе.

    Крышка от покрышки?

    Оказывается, бывшая в употреблении автопокрышка – отход производства четвертого класса опасности. Год назад в управлении Рос-потребнадзора по Ярославской области заявили – поделки из автомобильных шин в детских садах опасны для здоровья. В амурском управлении Роспотребнадзора об этом заявлении не слышали. Мы принялись дотошно обзванивать ведомства и выяснять, кто в Благовещенске «за», а кто «против» использования старых покрышек на детских площадках и почему.

    – МЧС отвечает только за предупреждение ЧС, – сказала по телефону начальник пресс-службы МЧС по Амурской области Раиса КАПЫРИНА. – У нас несколько иные функции, мы ликвидируем последствия чрезвычайных ситуаций, а контроль за подобными вещами возложен на Роспотребнадзор.

    В Амурской межрайонной природоохранной прокуратуре о проблеме с шинами тоже услышали впервые.

    – Я 20 лет работаю в прокуратуре, и ни разу ни по покрышкам, ни по садикам и школам заявлений с жалобами от населения не поступало, – сказала ее сотрудник. – Оснований для проверки не было.

    В амурском управлении Роспотребнадзора на вопрос: «Можно ли на детских игровых площадках в дошкольных учреждениях использовать в качестве оборудования старые шины, и проверял ли кто-то в Приамурье их на опасность?» возразили: «А почему они должны быть опасны?».

    Пришлось переслать в амурское ведомство Роспотребнадзора несколько материалов, опубликованных в российских СМИ. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью.

    Сомнительные резиновые «арт-объекты» впору выбрасывать на свалку, но они по-прежнему «живут» на территориях детских площадок и школ.

    На выяснение требований к оборудованию детских площадок в детских садах у журналиста ушло два дня.

    Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины б/у их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.

    Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПине, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Навряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

    На предмет экологичности отслуживших свое покрышек амурский Роспотребнадзор проверок в детских образовательных учреждениях не проводил. Мы обратились за разъяснениями к помощнику руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Наталье САБЛУК. Наталья Рауфовна от комментариев отказалась, изложив лишь свою личную позицию по данному вопросу, и посоветовала обратиться в ведомство с официальным запросом, что, по сути, является игнорированием закона «О средствах массовой информации». Четыре звонка в этот контролирующий орган так и не прояснили его позицию в отношении использования старых автопокрышек в детских садах. Сложилось мнение, что эта проблема волнует только журналистов, а заставить действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

    Ни эстетики, ни здоровья

    Мы уточнили в управлении образования администрации Благовещенска, допускают ли они использование на детских игровых площадках отработанные шины и покрышки.

    – Я в санитарных нормах и требованиях к благоустройству территорий дошкольных учреждений не встречала ни запрета, ни рекомендаций по поводу использования автомобильных шин, – комментирует заместитель начальника образования администрации Благовещенска Надежда ЧМАРОВА. – Летом прошлого года в Благовещенске проходил конкурс на лучшую территорию детского сада, и в рамках благоустройства территории мы рекомендовали детским садам по возможности избавиться от тех шин, которые не несут никакой функциональной нагрузки, а просто ограждают территорию учреждения. У нас сейчас новое время, и мы должны соответствовать ему, и потом, на мой взгляд, они громоздкие и занимают много места на прогулочных площадках. Весной, во время благоустройства детских садов, эти шины требуют покраски, на них расходуется столько средств, что целесообразнее заменить это устаревшее оборудование.

    О заботе о детском здоровье, а не эстетической направляющей мы услышали только от заведующей МДОАУ детский сад № 23 Татьяны ТКАЧУК. Татьяна Леонтьевна – единственная, кто заявил нам, что она знает о вреде, который наносят детям шины.

    – Избавляться от колес на детских площадках мы начали еще два года назад, – говорит Татьяна Ткачук. – 99% уже выкопали и вывезли. Одно время они, конечно, нас спасали: покрышками огораживали участки, оформляли клумбы, но я знаю, что они вредны для детского здоровья, поэтому по нашей личной инициативе мы стали их убирать. Сейчас участки друг от друга отделяют не колеса, а живая изгородь из кустарника. В чем-то нам родители помогают – так, в одной группе они сами установили современную изгородь. Но пока финансовые средства не особо позволяют нам красоту наводить. Я знаю, что с шинами расстаются и в других дошкольных учреждениях нашего города, ведь понятно, что использовать их нельзя.

    О том, что покрышка – это не игрушка, а «резиновый яд», мы больше не услышали ни от одной заведующей. Большинство из них сетуют только на эстетическую отсталость старых покрышек.

    – Действительно, летом 2014 года управление образования рекомендовало убрать покрышки с территории: мотивировали тем, что такое оборудование устарело и несовременно. Да и в СанПине прописано, что участки должны быть отделены друг от друга живой изгородью, – говорит заведующая детским садом №15 Людмила СЕМЕНОВА. – У нас нет большого изобилия этих шин. Поэтому, что касается использования их в целях физической подготовки ребенка, мы оставляем, а что касается ограждения и клумб – мы тоже убрали. Если у меня сегодня не чем огородить территорию, то, конечно, я не уберу эти шины, а если позволяют финансы их заменить, то я это сделаю.

    – В качестве ограждения спортивной площадки шины у нас остались, а с детских участков по рекомендации управления образования, сделанной во время подготовки садов к летней оздоровительной кампании, мы убрали колеса, – рассказывает заведующая детским садом №50 Олеся ЩЕБУНЯЕВА. – Осталось примерно 50% вывезти, их мы начнем убирать, как только земля оттает.

    По большому счету неважно, уберут шины с детских площадок по причине их внешнего несоответствия современному образовательному учреждению или из-за их вредности. Главное, чтобы убрали.

    Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

    Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

    Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

    Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

    Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

    Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

    Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

    К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

    Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

    Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

    Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

    Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

    Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

    Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

    Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

    Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

    Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

    Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

    Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

    Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

    В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

    Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

    Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

    Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

    В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

    Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

    Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

    Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

    Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

    О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

    Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

    Судебная практика по вопросам размещения во дворах МКД объектов из автопокрышек противоречива: например, в 2015 году суд в Костроме запретил использование шин для благоустройства придомовой территории и постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

    В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

    А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

    Ссылка на основную публикацию